Как научиться монтировать? В какой программе лучше монтировать? Сколько можно зарабатывать монтажом? Как искать заказы? И другие вопросы, которые задают мне подписчики.
Впервые я узнал про телеграм-каналы осенью 2017 года. Сначала был подписан на один-два. Потом, благодаря рекламе в этих каналах, узнал про другие. Для меня это было настоящим открытием. Я жадно подписывался на новые интересные каналы и был в шоке от того насколько здесь крутой и качественный контент.
Мне всегда хотелось сделать свой сайт, блог или ютуб-канал. В разные периоды жизни были такие попытки, но в итоге я бросал начатое. Телеграм мне настолько понравился своей простотой и удобством, что я почувствовал – время пришло! Начал интересоваться тем как вести канал, как его раскручивать и так далее.
В период подготовки к запуску мне написал один знакомый. Попросил посмотреть его работы и дать по ним комментарий. Я ему помог, на что он мне кинул следующую фразу: «Помогая другим развиваться — развиваешься сам». Эти слова только подкрепили моё намерение и еще больше смотивировали создать канал, а в последствии и этот сайт.
В начале пути я вкладывался финансово в развитие канала, поэтому переодически делал рекламу. Но рекламировал только то, что мне интересно или может быть полезно для аудитории. Сейчас я крайне редко делаю рекламу.
Основной профит от канала — новые знакомства, которые могут принести интересные проекты. Так что могу сказать, что канал — это хобби, которое иногда монетизируется.
Не нужно зацикливайтесь на софте. Главное понимать КАК монтировать, а не ГДЕ. Каждая программа имеет свои плюсы и минусы. Выбор зависит от задач.Свой первый ролик я сделал в программе VirtualDub. Потом перешёл на SonyVegas и долгое время монтировал в нём. Сейчас я работаю в Premiere.
Avid Media Composer, Adobe Premiere, Final Cut — основные монтажные программы. Есть и другие, но знание, хотя бы одной из этих, увеличит ваши шансы найти работу в индустрии.
Если монтаж для вас хобби, то выбирайте программу, которая больше понравилась. Тот же Sony Vegas со своим дружелюбным интерфейсом, или Davinci Resolve, которая с каждым обновлением всё больше обрастает монтажными функциями. Да хоть Movie Maker. Главное, чтобы склейки были грамотные.
Открою секрет, чтобы делать склейки, не обязательно самому снимать. Первым моим монтажом был CS-мувик. Мы с друзьями записали демку нашей игры, из этого материала я сделал ролик. Дальше набивал руку на спортивных видео, которые снимал мой друг.
Можно скачать видео со стоков. Собрать из них любую историю (клип, рекламу, док и прочее). Можно взять фильм и сделать на него трейлер. Сначала повторить официальный, потом сделать свою версию.
Вариантов масса. Всё зависит от предпочтений и фантазии. Главное монтировать, монтировать и еще раз монтировать. Практика лучшая школа.
Хороший режиссер монтажа должен помогать режиссеру раскрывать потенциал материала по максимуму. Быть соавтором, а не просто кнопкодавом. А для этого нужно шарить в драматургии и режиссуре.
В процессе работы, так или иначе придется общаться со специалистами из других департаментов (графика, цвет, звук, дизайн). Поэтому нужно понимать, как устроен производственный процесс и быть технически подкованным. Это позволит быстро находить общий язык с другими участниками проекта.
Хороший режиссер монтажа работает быстро. Для этого нужно уметь пользоваться горячими клавишами и хорошо знать инструментарий. Без практики никуда, поэтому нужно очень много монтировать.
А вообще, чтобы стать хорошим специалистом, не важно в какой области, нужно гореть делом. Тогда не будет преград для развития и покорения новых высот.
Прямая склейка.
Как говорится, фильм рождается трижды: на бумаге, на съемочной площадке и на монтаже. Это меня и привлекает в профессии, так называемая магия монтажа. Когда из разных кусочков рождается нечто новое. Когда с помощью склеек, музыки, цвета и саунд-дизайна можно управлять вниманием и эмоциями зрителя. Весь этот процесс меня увлекает и доставляет истинное удовольствие.
В целом меня всё устраивает в профессии, но есть некоторые моменты, которые подбешивают. Например, когда обращаются за монтажом, сроки горят и просят сделать очень быстро. Конечно, с опытом приходит скорость работы, и ты сделаешь быстро и хорошо. Но бывает обидно, когда ты знаешь, что было бы времени больше, получилось бы лучше. Ещё не нравится, когда в утверждении участвует много людей. Как правило это приводит к множеству правок, которые не всегда идут на пользу проекту.
В моем случае сыграли роль: знакомство, работа над собой и доля везения.
Когда я только начинал заниматься монтажом, выяснилось, что мой приятель работает режиссером монтажа в промо-отделе. Периодически я скидывал ему свои работы, чтобы получить профессиональный фидбэк. Многие ролики ему нравились, что сформировало ко мне некий монтажный кредит доверия.
Спустя пару лет к ним в отдел понадобился монтажёр, и друг вспомнил обо мне. Предложил выполнить тестовое задание. Я попробовал — не получилось. Было сложно, т.к. промо достаточно специфичный формат, а подобного опыта у меня не было. Сделал слабый ролик и не прошёл дальше.
Я не расстроился. Ну может совсем чуть-чуть. Внутренне я ощущал, что и сам пока не готов — слишком зелёный. Поэтому плотно занялся саморазвитием: изучал теорию, читал всякие статьи, смотрел видеоуроки и много практиковался. Через год после неудачи, друг вновь предложил попробовать, т.к. переходил на другой канал. На этот раз я чувствовал себя намного увереннее и сделал аж три тестовых задания. После которых меня пригласили на собеседование.
На собеседование был HR-специалист, директор эфирного маркетинга и главный режиссер монтажа. HR очень сильно переживала, что я из другой сферы, самоучка и без опыта работы на ТВ. Вот тут мне кажется подключилась госпожа Удача. Не смотря на отсутствие опыта, остальные участники собеседования увидели во мне потенциал и пригласили на испытательный срок. И то не сразу. Официальный оффер я получил только через месяц. Это время ожидания длилось для меня вечность.
Выводы:
1. Знакомства — полезный ресурс, но не гарантирует успеха. Это лишь приоткрытая дверь, зайдя в которую остальное зависит уже от тебя.
2. Без опыта устроиться сложно, но реально.
3. Главное не сдаваться. Если чего-то хочешь всей душой, то рано или поздно ты это получишь. Только одного хотения мало, нужно ещё что-то делать.
Уйти я еще хотел в начале 2019 года. Устал, надоело. Минусов стало больше чем плюсов. Про минусы и плюсы был отдельный пост (https://t.me/jump_cut/749). Скажу больше, о своём решении я заявил руководителю в конце декабря 2018. Мол, вернусь после праздников и скажу всем пока.
На каникулах выдохнул, обдумал и понял что погорячился. Стабильного потока на фрилансе нет, подушки безопасности тоже толком нет, а эмоциональное выгорание и дикая усталость имеется.
В итоге попросил месяц отпуска. И уже в конце января в одно жало улетел на остров Самуи. Поселился рядом с кэмпом, шесть дней в неделю тренировался тайским боксом, катался на мопеде, купался в море, пил кокосы, ел бананы. Отдельное спасибо руководителю за понимание.
Вернулся на работу с чистой головой и мыслями о свободном плавание. А чтобы отправиться в плавание, сначала нужно подготовить почву, как бы странно это не звучало. Собрать подушку безопасности, настроить сарафанное радио на нужную частоту и желательно оформить ИП или самозанятость.
В начале марта 2020 я полностью перешёл на фриланс.
Выше я уже упоминал про сарафанное радио. В нашей сфере это самый действенный и проверенный источник новых проектов.
Стоит отметить, что поиск нужной частоты дело небыстрое. В моем случае это заняло лет восемь, как только пошли первые монтажи. Брался за любую работу, набивал руку, получал опыт, заводил знакомства и укреплял репутацию. В своё время тот же сарафан и привел меня на телек.
От 50 до 500 тысяч рублей в месяц. Всё зависит от сферы, уровня профессионализма и умения вести переговоры. В 2018 году среди аудитории телеграм-канала я проводил опрос на эту тему.
Уровнь профессионализма любого специалиста определяет уровень навыков. Глобально их можно разделить на два типа: hard skills (жёсткие навыки) и soft skills (мягкие/гибкие навыки).
Hard skills — это прикладные знания и умения, необходимые для выполнения конкретной работы. В случае монтажа это знание софта, понимание всех этапов производства, техническая (кодеки, форматы и т.д.) и теоретическая (как и зачем резать) база.
Soft skills — это про личные качества. Навыки коммуникации, дисциплина, ответственность, тайм-менеджмент, рабочая этика, чувство юмора, креативность и другие качественные грани личности. Грубо говоря, это про то какой ты человек (приятный в работе или душнила).
Безусловно, нужно быть подкованным в своём ремесле, но про человеческие качества забывать не стоит. Ведь в нашей сфере всё завязано на общение. Иной раз предпочтут менее крутого спеца, но с которым будет комфортно в рабочем процессе.
Рекомендую подписаться на telegram-канал, чтобы не пропустить новый материал. А еще там много интересного, чего нет на сайте.
Сюжет сериала основан на историях трёх женщин, каждая из которых сталкивается с изменой в браке:…
Как сделан бит из страданий Моргенштерна? Как работать с уровнем громкости в жанре хоррор? Из…
Как вести монтажный проект, чтобы потом не запутаться в исходниках? Как организовать удобную систему имен…
Это один из самых популярных вопросов в личку. Поэтому решил составить для вас подборку материалов,…
До телевидения я работал системным администратором, монтажом увлекался в качестве хобби. В 2015 году по…
Выключить звук Безусловно, музыка и саунд-дизайн являются мощными инструментами аудиовизуального продукта, но в первую очередь…