Данный материал основан на моем конспекте, сделанном на мастер-классе Сергея Акимова «Монтаж: подводные камни» (Moscow Film School, 2014).
Сергей Акимов — режиссер монтажа, экс-преподаватель факультета «Монтаж» Московской школы кино, создатель Российского сообщества монтажеров.
При подготовке текста, я нашёл видеозапись этого мастер-класса. В ней плохой звук, но смотреть можно. Чтобы не напрягать ваши уши, в каждый заголовок вшита ссылка на тот момент записи, о котором идет речь.
Режиссера монтажа могут подключить к работе еще на этапе препродакшена. В этом случае у него есть возможность – заранее продумать интересные монтажные решения, для которых понадобятся конкретные ракурсы и движения камеры. Эти кадры должны быть внесены в съёмочный план.
В качестве примера Сергей приводил первую сцену из фильма Эдгара Райта «Типа крутые легавые». Этот режиссер в своих фильмах часто использует: сверхкрупные кадры, смазы камеры, резкие склейки, щедро приправленные хорошим саунд-дазайном. Чтобы на выходе получить такой же эффектный монтаж, все эти кадры нужно продумать заранее, а главное не забыть их сделать в период съемок.
Для наглядности посмотрите это видео-эссе, посвященное монтажным приемам Эдгара Райта.
Если режиссер монтажа участвовал в подготовительном периоде, то лучше, чтобы монтаж на площадке выполнял ассистент. Это позволит работать со свежим взглядом на последующих этапах сборки.
Как правило, на крупных проектах есть монтажные листы, на которых отмечены лучшие дубли. Если позволяет время – лучше отсмотреть весь материал. В неудачных дублях могут попасться хорошие реакции актеров и другие интересные моменты. Чем тщательней вы отберете материал, тем качественней будет конечный результат.
На этом этапе происходит черновая сборка сцен. На выходе должна быть законченная и понятная история, которую в последующем можно только усовершенствовать, а не доделывать и исправлять. Также будет лучше, если это выполнит ассистент.
На этапе сборки режиссер монтажа выравнивает темпо-ритм, контролирует хронометраж, выстраивает сюжетные линии фильма. На примере первой сцены сериала, Сергей показал, как можно улучшить черновой монтаж ассистента. В той версии был невнятно представлен главный герой. Поменяв немного последовательность кадров – сцена стала крепче и понятней. К тому же для атмосферы не хватало перебивки, которую забыли снять. Это решилось футажом с видеостока.
Когда все сцены собраны и выложены на одной тайм-линии – выравнивается общий темпо-ритм проекта.
Реализация монтажных решений, которые были заложены на подготовительном этапе.
Перед этим этапом нужно сделать паузу, хотя бы неделю. Отдохнуть от материала, и вернуться к работе со свежим взглядом.
Сцена из к/ф Полицейский из Беверли-Хиллз
Сюжет сериала основан на историях трёх женщин, каждая из которых сталкивается с изменой в браке:…
Как сделан бит из страданий Моргенштерна? Как работать с уровнем громкости в жанре хоррор? Из…
Как вести монтажный проект, чтобы потом не запутаться в исходниках? Как организовать удобную систему имен…
Как научиться монтировать? В какой программе лучше монтировать? Сколько можно зарабатывать монтажом? Как искать заказы?…
Это один из самых популярных вопросов в личку. Поэтому решил составить для вас подборку материалов,…
До телевидения я работал системным администратором, монтажом увлекался в качестве хобби. В 2015 году по…