Как поменять свою жизнь на 180 градусов, бросить всё и уехать учиться в Голливуд — рассказывает бывший арт-директор BBDO, а теперь студент калифорнийской киношколы Митя Ковалёв.
Чем ты занимался до переезда в Лос-Анджелес?
До переезда я жил в Москве, занимался креативом в рекламе. Мой общий рекламный стаж лет двенадцать: еще когда я учился в Британке, я уже делал флеш-баннеры для Ниссана (друг из TBWA и снабжал меня фрилансом).
Потом было несколько лет диджитала, который у меня не очень получался, и в итоге я ушел в традиционную рекламу (ролики, принты), где как-то повеселее стало.
В какой момент пришло осознание, что пора что-то поменять в жизни?
Одного такого момента не было. Мне кажется, как и многие люди в нашей стране, я это ощущение — «надо что-то менять» — испытывал много лет. Я становился старше и понимал, что в работе не реализуюсь настолько, насколько мне хочется. Однажды на очередных съемках рекламы я всерьез задумался о том, чтобы учиться кино и режиссуре. Открыл гугл и вбил «best film schools».
Ты сделал достаточно решительный шаг — продал квартиру, чтобы осуществить свой замысел. Был ли страх, что если не получится, то некуда будет вернуться?
Борьба со страхом — мое чуть ли не ежедневное занятие. Конечно, было страшно. Вернуться, правда, всегда есть куда — в город же меня обратно пустят, если что, а жилье можно снимать. Страшно было полностью менять жизнь. Знаешь, нам на сценарном говорили: персонаж меняется только тогда, когда не меняться — больнее. Вот и у меня так вышло.
Почему из всех школ ты выбрал именно USC (University of Southern California)?
Просто именно в USC я поступил. Я также подавал документы в UCLA (не прошел) и Columbia (сначала попал в список ожидания, но в итоге не поступил). Вузы я выбирал я из пятерки лидеров рейтинга киношкол по версии The Hollywood Reporter.
Сколько стоит год обучения?
Порядка $30 тысяч, не считая страховки, съемочных бюджетов и разных лабораторных расходов.
А сколько всего лет учиться?
Магистратура Production for Film & TV длится три года. А сценаристы и продюсеры, например, учатся всего два.
Какие сложности возникли при поступлении?
Нужно было написать много осмысленного текста на английском. Дважды. Так как я с первого раза не поступил, спустя год пришлось писать все заново. В любой подобной работе для меня самые большие проблемы не с обстоятельствами, а со своими реакциями на них.
Помню, первые две недели после отказов из всех трех университетов были психологически очень сложными. А в прошлом году перед поступлением у меня было два собеседования по скайпу — с USC и Колумбийским университетом. На втором я так переволновался, что забыл фамилии всех режиссеров, о которых хотел сказать.
Как ты вливался в учебный процесс и адаптировался к новой обстановке?
Первые два месяца я находился в эйфории. Все это время я пытался осознать, что вот оно на самом деле произошло, и я здесь, и занимаюсь тем, что мне так интересно и нравится. На занятиях я постоянно был в первых рядах, всегда участвовал в обсуждениях и «тянул руку». Дорвался, короче.
Адаптация была скорее в общении с людьми. Мне все казались чересчур обходительными по сравнению с Россией.
Первое время я получал упреки от знакомых в том, что я резкий и «sassy» — типа нахальный.
Что примечательно, чем старше были мои собеседники, тем меньше было претензий.
Магистратура Production for Film & TV включает в себя два семестра общей программы, что вы изучаете в этот период?
Первыe два семестра посвящены тому, чтобы всех вывести на единый уровень понимания производственного процесса. Изучаем все, начиная от правильной установки систендов, заканчивая основами цветокоррекции. Если списком, то это: база в режиссуре, работа с камерой, написание сценариев, запись и работа со звуком, монтаж и продюсирование.
Программа заточена под прикладные навыки, поэтому за начальный год у каждого студента набегает по три коротких метра. В первом семестре это скорее упражнения с ограниченным бюджетом в $200, а во втором проекты посерьезнее — и команда больше, и бюджет $1250.
Короткий метр, снятый во втором семестре (пароль 508P3)
Расскажи подробней как проходят занятия по монтажу? Что рассказывают преподаватели, какой софт изучаете?
Мы работаем в Avid’е — это стандарт индустрии. На первых занятиях первого семестра у нас было пару интенсивов исключительно по Avid’у: как организовывать работу, какие есть режимы работы и что это за желтые и красные кнопки. Потом были теоретические и практические занятия, где нам рассказывали про основы монтажа, виды склеек (L-cut, J-cut, и т.д.) и кто такой Кулешов («Russians invented editing»).
Киностудии делятся со Школой съемочными материалами некоторых старых фильмов и сериалов. У нас было упражнение смонтировать небольшую сцену из сериала Boston Legal. А ребята старших курсов, например, частенько сидят монтируют сцену из Гладиатора.
Во втором семестре говорили о том, что фильм создается три раза: на этапе сценария, на съемочной площадке и на монтаже.
Черновой монтаж у нас всегда собирается без режиссера (насколько я знаю, в индустрии так же). У меня осенью будет курс Intermediate Editing — вот тогда смогу более подробно поделиться тем, как и чему учат конкретно на уроках по монтажу.
Был ли у тебя уже опыт в монтаже до обучения? Если да, то расскажи о нём.
Да, но на любительском уровне. Я никогда не учился монтажу, делал по наитию. Монтировал в основном видео с поездок и сделал пару роликов под музыку.
Лифт — фильм, который я снимал для поступления
Какая система оценок в USC? Если зачеты, экзамены?
Оценки стандартные для американской системы образования. От A до F с эквивалентами в баллах: A = 4.0, A- = 3.7, B = 3.0 и тд. Нюанс заключается в том, что у каждого курса есть «вес», он выражается в юнитах, и чем больше юнитов у курса, тем сильнее он влияет на финальную оценку, поскольку баллы умножаются на их количество.
Допустим, в семестре два курса: Продакшен на 6 юнитов и Сценарное на 2. Если за Продакшен оценка B, а за Сценарное A, то: B x 6 + A x 2 = 3.0 x 6 + 4.0 x 2 = 26 баллов за семестр. Если будут те же буквенные оценки, но наоборот: A x 6 + B x 2 = 4.0 x 6 + 3.0 x2 = 30 баллов.
В магистратуре оценки не принципиальны, хотя ниже C опускаться нельзя. Также оценки влияют, если студент обращается за стипендиями или грантами — там на это смотрят. Экзамены есть, зачетов пока не встречал. Пока у меня было три экзамена: один в первом семестре на курсе по этике, и два во втором на курсе по сценарному анализу.
После завершения общей программы, какой путь ждет студентов?
После первого года у нас широкий выбор: мы можем брать любые доступные курсы, которые нам интересны. У каждой дисциплины есть прогрессивная шкала — чтобы попасть на Advanced, нужно сначала пройти Intermediate (например, Cinematography или Directing). Вдобавок есть штучные курсы по истории кино, VFX, мультикам-съемке, VR и тд.
Любой курс длится один семестр и у него есть своя стоимость в юнитах (один юнит сейчас равен порядка $1900). Все intermediate курсы по 2 юнита, например. За три года необходимо набрать минимум 52 юнита (за первый год мы прошли 16).
Какие курсы выбрал ты?
Монтаж, сценарное и операторское искусство. Единичный и обязательный курс (который очень хвалят): визуальная выразительность (Visual Expression).
Также я выбрал Режиссуру, но там я к конкретному преподавателю в списке ожидания на 12 месте, поэтому скорее всего возьму этот курс весной. А если вдруг пройду осенью, то он заменит Монтаж — у них совпадает расписание.
Еще думаю взять какой-нибудь курс по теории кино. Говорят, по Хичкоку неплохой.
Что будет в качестве выпускной работы после всех курсов?
Обязательной выпускной работы как таковой нет. Если ты режиссер, можно, конечно, снять диплом или один из трех Advanced-проектов. Продюсеры тоже любят на дипломах работать. А все остальные нарабатывают портфолио и рилы. Операторы, монтажеры, звукорежи работают на разных проектах и дипломах во время обучения. Для особо ленивых есть вариант «выписаться»: взять сценарный курс, где сначала пишешь, а потом переписываешь полный метр.
За то время, что ты провел в ЛА, какие успел заметить особенности в менталитете американцев?
Помню, когда я прилетел в августе 2017-го, в промежутках между проверкой моих документов и отпечатков пальцев, пограничник непринужденно болтал со мной об известной спортивной команде нашего университета «Trojans». Дружелюбие и легкость, с которыми незнакомые люди общаются друг с другом, сразу бросаются в глаза. Часто презираемая у нас американская «поверхностность» и small talk лично для меня создают ощущение общества, где люди открыты.
Что тебе нравится в Америке? А что вызывает раздражение?
Нравится изобилие и сервис. Раздражает, что люди все равно жалуются. Louis CK на эту тему однажды отлично подметил, что летя в самолете ты по сути сидишь в кресле в небе, но все равно жалуешься, что спинка мало опускается.
После завершения учебы, вернешься в Россию или постараешься осесть в Голливуде?
Буду стараться начать здесь, конечно. Но в какой-то момент мне точно хотелось бы поработать в России.
Что посоветуешь будущим киноделам?
Процитирую одного из наших преподавателей по режиссуре:
Помните — история превыше всего.
Можно научиться делать технически безукоризненное кино, потрясающую картинку, офигенный звук и сумасшедшие спецэффекты. Но это всё лишь инструменты. И они должны служить только тому, чтобы максимально эффективно рассказать историю.
Рекомендую подписаться на Telegram-канал Мити, где вы найдете заметки и рассуждения об обучении и жизни в Лос-Анджелесе.
Сюжет сериала основан на историях трёх женщин, каждая из которых сталкивается с изменой в браке:…
Как сделан бит из страданий Моргенштерна? Как работать с уровнем громкости в жанре хоррор? Из…
Как вести монтажный проект, чтобы потом не запутаться в исходниках? Как организовать удобную систему имен…
Как научиться монтировать? В какой программе лучше монтировать? Сколько можно зарабатывать монтажом? Как искать заказы?…
Это один из самых популярных вопросов в личку. Поэтому решил составить для вас подборку материалов,…
До телевидения я работал системным администратором, монтажом увлекался в качестве хобби. В 2015 году по…