Эрик Шарифуллин. Как снять клип с небольшим бюджетом
Как сделать искусственную кровь? На какую камеру снимать в клубе? Где найти актеров для творческого проекта? На эти вопросы ответил режиссер Эрик Шарифуллин.
Давно ты работаешь режиссером?
Непосредственно режиссурой я начал заниматься три года назад, сейчас у меня только-только начинают появляться интересные проекты.
Есть профильное образование или ты самоучка?
У меня нет профильного образования, я самоучка.
Каким образом ты попал в сферу видео?
В эту сферу я попал благодаря настойчивости и везению. В 2012 году приехал в Москву с целью «работать в рекламе». На тот момент у меня не было ни теоретических знаний, ни практического опыта. Мне повезло устроиться работать в продакшн. Там я начал учиться основам на реальных проектах.
Как у тебя появилась идея снять клип для Gesaffelstein?
Я люблю европейскую электронику, и давно слушаю Марка Леви. Отдельного упоминания заслуживают его клипы Pursuit и Hate or Glory. В мае 2016 года был на концерте в Москве, а в декабре того же года, стало известно о проведении второго концерта. Я предложил своему другу сходить на концерт, чтобы потанцевать, но первоначальная идея с танцами быстро трансформировалась в сценарий музыкального видео.
На тот момент у меня не было в портфолио клипов или коротких метров, я хотел попробовать свои силы, и в порыве энтузиазма у меня это получилось. Выходит, что закрыл несколько пунктов. Снял клип и короткий метр, набил шишек, написал оду для своего любимого музыканта.
Во сколько тебе обошёлся клип?
— 1000$.
— Достаточно маленький бюджет для музыкального видео.
— Да, ты прав. Вообще я считаю препродакшн самым важным этапом производства. Если у тебя достаточно много времени на подготовку, можно уложиться в небольшой бюджет.
Какие сложности возникли при съемках клипа?
Самым сложным было состыковать всех участников. К сожалению, в нашей ситуации у меня было всего два дня на подготовку в перерывах между работой и сном. С товарищем мы написали сценарий, потом немного доработали его. Я набросал съемочный план, составил кастинг-бриф, закинул его в Facebook и начал рассылать всем своим знакомым в личные сообщения. Просил каждого сделать репост на своей странице, чтобы увеличить шансы на успех.
В итоге нашел именно тех актеров, чьи фотографии использовал в качестве референсов в кастинг-брифе. Несказанный успех для проекта на коленке.
Обычно все начинающие ребята думают, что привлечь профессиональных актёров на съемку в проекте на коленке — это очень сложно. Но по факту все зависит от истории. Во время поиска я отправлял актерам только литературный сценарий, без прописанных кадров. Не было даже референсов по свету или кадров из похожих роликов. Но история так нравилась людям, что набралось порядка десятка крутых актрис на роль девушки. Все были готовы сниматься за символическую плату от 1000 до 5000 рублей. Я также искал на сайте Acmodasi. Там я получил порядка 30 заявок от девушек. Но никто не подошел по типажу.
Вообще актерам всегда интересны проекты, где они могу показать себя в новом амплуа. Не все ради денег. В итоге на роль девушки я выбрал Анастасию Щеглову. Ее визитку мне прислали из модельного агентства. Она была заинтересована в съемке, не смотря на символический гонорар, потому что хочет перейти в актрисы, для чего учится сейчас на актерском во ВГИКе.
Сложно было найти парня на роль жертвы. Саша Мизев — фотомодель с большим бэкграундом съёмок на крутых подиумах. К нему было непросто достучаться, потому что он все время был занят — съёмки и репетиции в театре. В результате у него нашлось время прочитать сценарий, и после этого он согласился принять участие в проекте.
Но самой сложной задачей был поиск деда. В России с актёрами в возрасте в принципе все очень плохо даже в рекламе, где есть гонорары. В соцсетях они зарегистрированы, но почти не появляются онлайн. С Acmodasi приходили тонны анкет, но все старики были похожи на алкоголиков из сериалов НТВ.
Мне никто не нравился. Дошло до того, что за 2 дня до съёмки я подходил к старикам в метро и предлагал сняться в короткометражном фильме. Сказать, что я был в отчаянии, не сказать ничего.
Изначально в кастинг-брифе был Юрий Климов. Я нашел его страничку на Facebook. Но он никак не выходил на связь. Других контактов у меня не было. И тут с ACMODASI приходит анкета Юрия. Именно того актёра, которого я поставил в кастинг-бриф, и кого искал так долго. В анкете был телефон, по которому я уже смог с ним созвониться и договориться. В общем кто ищет, тот всегда найдёт.
Поиск актеров на таких проектах — целая эпопея.
Дальше договорился с клубом, пробил несколько билетов и разрешение на съемку через официальную почту PR отдела клуба. Но билетов было всего 3, за остальные пришлось платить. Да и на сцену не пустили, хотя мы обсуждали эту возможность с администрацией клуба. Одна из причин, почему в клипе нет самого Gesa.
Технику раздобыл оператор — Толя Трофимов. У нас был RED RAVEN с анаморфотной насадкой. После этого ролика я зарекся снимать на какие-либо DIY насадки и прочий самопал. Мы многое потеряли из-за отсутствия проверенной техники, бюджета и времени на тестирование насадки. Ее мы увидели и впервые поставили на камеру за 20 минут до съемки в клубе.
Для эффекта опьянения оператор разобрал объектив Гелиос, развернул линзу, чтобы фокус был только в центре, и собрал объектив обратно. Надо отметить, что у конструкции было два фокуса. На насадке и у объектива. Было забавно.
Многие кадры не удалось снять из-за насадки и ограничений по времени занятости актеров. В клубе было очень тяжело снимать, потому что у нас не было освоения. Он вмещает до 5000 человек. Мы зашли в него, и в полной темноте среди этой танцующей толпы искали точки для постановки мизансцен. У меня было только примерное понимание локации, оставшееся после посещения первого концерта в мае.
Если планируете ночные съемки без постановочного света с местным освещением, берите светосильные объективы, камеру SONY A7S II или, если есть бюджет, ALEXA.
RED очень плохо справляется с темными историями. Его динамического диапазона для нашей истории было недостаточно. Оттуда такой сильный шум в изображении.
Через неделю у нас была вторая смена. Знакомый пустил в свою съемную квартиру на пару часов. Декор я нашел за неделю на разных реквизиторских складах, кровь сделал сам по роликам с YouTube, группу собрал из друзей за символические деньги «ради искусства». Плюс ко всему я параллельно работал 5/2 на телеке режиссером монтажа, и физически не успевал с решением всех вопросов.
Кровь выглядит достаточно натурально, из чего делал?
Кровь я делал в несколько заходов. Сначала по инструкции с YouTube из кукурузного сиропа для выпекания тортов. Смешивал его с красным и синим пищевым красителем. Но консистенция получалась не та. Потом купил кленовый сироп, смешивал его с кукурузным крахмалом, чтобы получилась густая венозная кровь.
По задумке кровь должна была начать сочиться из стен в комнате убийства и медленно стекать по ним. Из-за того что у нас не удалось снять эту сцену, мы дополнительно снимали капли крови крупным планом в моей ванной. Потом монтировал двойной экспозицией с клипом.
При отсутствии хоть какого-нибудь бюджета тащить все одному достаточно сложно. В нашем случае без бюджета реализовать ролик в том виде, в каком он был написан, можно было бы при наличии времени на тесты и репетиции. Но ни того, ни другого у нас не было, потому много крутых идей воплотить не удалось.
Сколько длился монтаж?
После съемок я прокрастинировал 6 месяцев. Всячески откладывал начало монтажа, потому что мне страшно было подойти к материалу. Анаморфная насадка и вызванные ею проблемы с соотношением кадра, недоEPIC RED RAVEN и его особенности съемки в темноте, угрызения совести из-за неснятых сцен и крутых идей, отсутствие кадров, которые были в сценарии – все этого сильно давило и заставляло тупо смотреть на девственные 600 гигов материала.
В итоге я поставил себе дедлайн, и дело пошло. Дедлайн — это то, что всегда есть с коммерческими заказами, и то, что я упустил работая на себя. Моя ошибка, которую я больше не буду повторять.
За неделю я собрал драфт, попросил помощи у друга — режиссера монтажа. Свежий взгляд. Критическое мышление. Они были необходимы, как воздух. Еще неделя у него в монтажке. Плюс неделя на финальный монтаж у меня. Две недели на графику со случайно найденным компоузером. Пятнадцать минут на титры, и вуаля — видео готово. Невероятная радость за такой длинный путь.
А где графика в клипе?
В финальном кадре я планировал снять отражения комнаты с креслом без отражения вампира. Но в чужой квартире не было возможности повесить настоящие зеркала, да и денег на их аренду в таком количестве не было. Сделали в итоге на посте зеркала в рамах.
Я очень люблю эту работу несмотря на все косяки и неровности. Я набил миллион шишек на проекте без бюджета и постараюсь их никогда не повторять. В сумме я потратил около 57 тысяч рублей. Но это были самые эффективные инвестиции в себя.
Gesaffelstein в итоге увидел ваш клип?
Я ждал этого вопроса. Я не знаю. Надеюсь, что увидел. У меня есть ощущение, что он увидел, потому что я отправлял в различные музыкальные издания — EDM, MixMag и т.д. Отправлял ролик в письме на лейбл Gesaffelstein. Подписался на друзей Майка в Instagram, отметил их на тизере, отправил видео в директ. Т.е. со всех сторон бомбардировал, фанатские группы в VK и т.п.
Но Gesaffelstein очень скрытный и нелюдимый человек. К тому же по слухам от Boys Noize он работает над новым альбомом. Учитывая качество композиций и периодичность появления новых альбомов Gesa, надо понимать, что ему не до какого-то фанатского клипа.
Что напоследок посоветуешь начинающим режиссерам?
Анализируйте чужие работы, снимайте свои, старайтесь превосходить себя. Будьте отважными!