Влад Якунин. Монтаж — это дебаты, а не кнопки нажимать

VladYakunin

Как выработать иммунитет от правок? Как снять кадры под водой без воды? Как красная помада помогла в работе над клипом? Об этой и многом другом поговорили с режиссером монтажа – Владом Якуниным.


Банальный вопрос, но без него никуда. Как ты начал заниматься монтажом?

Я учился в МосГУ. Cкажем так, не очень профильный для нашей профессии, но частично затрагивающий индустрию рекламы. С третьего курса было разделение на разные дисциплины: дизайн, маркетинг, режиссура и другие. Я тогда не занимался видео. Я тогда в принципе ничем не занимался, ни о чем не думал, ничего не загадывал, просто был обычным распиздяем.

Когда произошло разделение на специализации, я пошёл на дизайн, потому что у меня был граффити бэкграунд. Я рисовал, делал дизайн интерьеров и экстерьеров, но особо сильно в этом деле не продвигался. Это больше был какой-то способ самовыражения и развлечение.

В универе я познакомился с Гошей Цесельчуком. Он на тот момент уже снимал скейтерские видосы и потихоньку их монтировал. Это еще было на кассетные камеры с фишаем из дверного глазка. Мы с ним скорешились, поймав общую волну. Начали снимать и монтировать граффити-видосы с моим участием или с участием еще кого-нибудь. Все эти видео мы предоставляли как работы в универе.

В нас было слишком много хип-хопа.

Потом с дизайна я переключился на режиссуру. Гоша туда сразу пошёл, а я перешёл через полгода, потому что понял, что мне это интересно. Там действительно были хорошие мастера. Если вникать и интересоваться, то можно было много чего подчерпнуть. Если сравнивать с ВГИКом или ГИТРом, конечно, это не стоит в одном ряду. Это больше, как дополнительный факультатив, нежели основное профильное образование.

У нас получались достаточно стиляжные видосики, потому что это был приятный бодрый монтаж под хип-хоп. В первую очередь мы это делали для себя. А когда ты делаешь что-то такое, что можно в принципе смотреть, это уже кайфово. Плюс это еще близко по духу: рэпчик, андеграунд, граффити движение. С помощью всех этих работ мы защитили диплом с отличием. 

В общем, вы это делали с любовью и душой.

Конечно, конечно… мммм… в нас было слишком много хип-хопа (смеется). Это одна из таких коронных фразочек. 

ВУЗ окончен, за плечами небольшой опыт съемки и монтажа, портфолио из граффити-видосов, что вы делали дальше?

После этого я начал искать нам какую-то деятельность. Гоша тоже параллельно что-то искал. Я просто начал писать во все продакшн-студии. Причем я не умел писать письма и вообще не знал, как это всё делается. Никаких элементарных этических норм я даже не знал.

Просто в поисковике нашёл адреса студий, которые вообще существовали в Москве. Набралось где-то пару десятков. Я вбил все найденные адреса в одно письмо и отправил, то есть они все были друг у друга в копии. Сразу понятно, что у человека, отправившего письмо, с головой не всё в порядке.

Ты прикладывал свои видео к этому письму?

Даже видео не было. Это просто был такой плевок в никуда, с надеждой, что, может быть, что-то прилетит обратно.

А какой был текст у этого письма?

Примерно такой, что мы незаменимые люди на площадке, спектр работ от постановщика до главы продакшна (смеется). В общем, готовы на всё, просто возьмите куда-нибудь, дайте сделать что-нибудь. Ну потому что ноль, потому что даже не с кем было пообщаться и не было даже понимания, как вообще к этому подходить. Откликнулся только один человек, который позвал нас на несколько бесплатных проектов для начала. 

И что это был за продакшн?

Это был небольшой постпродакшн, привязанный к большому видеопродакшену. Им руководил один человек, который нас собственно и начал вводить в курс дела. В этой же конторе работал Юра Карих, тоже достаточно известный режиссер монтажа и мною уважаемый. С которым мы там познакомились.

Он на тот момент был уже опытный и монтировал серьезные вещи. У него уже был достаточно хороший рил из рекламных роликов, потому что он работал там на постоянке. Мы сдружились и начали сотрудничать, потихоньку делать какие-то мини-проекты.

Надо сказать, что я многим обязан Юре. Он был тем человеком, к которому я всегда мог обратиться за советом или с техническим вопросом. У него всегда был ответ, он делился со мной своим опытом, часто выручал в сложных ситуациях и был абсолютно бескорыстен.

Какой первый проект у тебя там был?

Первый проект был, как я уже говорил, бесплатный, и это было видео про эндопротезирование.

Свадьбы, репортажки были или обошло стороной? 

Во всю эту шелуху я ворвался, как раз работая в этом постпродакшне. Снимал, монтировал, свадьбы, эвенты, всё что угодно, всякие разные штуки.

Какая была самая дичь, которую приходилось делать в этот период?

Самое днище было, когда мы с Гошей и Юрой (начинает сильно смеяться) ввязались (смееясь) в съемку рекламного ролика средства от диареи (продолжает смеяться). Юра был в качестве режиссера. На самом деле все там делали всё. С нулевым абсолютно опытом, с какими-то только слухами, как это делать. В основном только на Юре выезжали, потому что он умеет делать серьезное лицо.

Это было крайне комично, просто ужасно.

У нас был вылет из графика неизвестно вообще на сколько часов. Продюсер сбежал с этой съемки, потому что у него был еще параллельно более серьезный проект. Мы остались наедине с клиентами, с агентством. Это был жуткий провал. В итоге мы смонтировали этот ролик кое-как, сдали его, и я вообще нигде его не видел. Думаю, что он даже не вышел в эфир. 

Ты набил руку на разных проектах, нахлебался всякого, каким был следующий этап в развитии?

Я начал снимать и монтировать рекламные бэкстейджи. Это очень сильно мне помогло в будущем. Получалось по началу, конечно, слабенько. Потом что-то уже внятное, что можно было смотреть. Когда ты обучаешься у мастеров в хорошем ВУЗе, тебя дрючат по-другому и посерьёзней, а тут тебя особо то никто не дрючит.

Бэкстейджи, на мой взгляд, это самая серьезная школа и один из наилучших способов образования.

Ты наблюдаешь за процессом съемок, ты это документируешь. Потом это задокументированное еще и монтируешь. Пересматриваешь несколько раз, осознавая, что и как сделано. Ты из этого черпаешь достаточно большой поток информации.

Постепенно стали получаться адекватные монтажи, и в какой-то момент я переключился на монтаж нормальных коммерческих роликов. Забил полностью на съемки, больше камеру особо в руках не держал. Занимаюсь только монтажом.

Как случился этот переход от бэкстейджей к рекламе?

Это был Hype Production и Аня Винник (постпродакшн продюсер). Она разглядела во мне какой-то потенциал и на свой страх и риск дала мне на технические доработки рекламу электрической зубной щетки с Мезенцевым в главной роле.

Потом я смонтировал несколько рекламных роликов Nike. У них была кампания, в которой они снимали портрет потребителя. Лайфстайл видео, достаточно фривольные, с интересными и приятными андеграундными операторскими приёмами.

И пошло-поехало. От Hype начали прилетать задачи на рекламные монтажи, постепенно что-то стало получаться. Потом уже заработало сарафанное радио.

Часто ли ты принимаешь участие в препродакшне?

Монтажера обычно не зовут на PPM (Pre Production Meeting). Не зачем там сидеть болтать. Обычно я подключаюсь на моменте креатива, или уже на моменте, когда режиссер перекладывает свое видение на этот креатив. Он предлагает какие-то монтажные решения, которые периодически обсуждаются со мной до того, как мы приступаем к съемкам или же до того, как мы начнем это продавать клиенту.

Работаешь ли ты на съемочной площадке или подключаешься только на постпродакшне?

Основная моя деятельность — это монтаж на площадке и режиссерский монтаж. Если только не снимают на плёнку. На плёнке я не присутствую по техническим причинам.

Режиссерский монтаж — это когда после площадки на следующий день или через день собираемся с режиссером и делаем режиссерскую версию. Потом через день мы всё это презентуем в агентстве. После этого могут быть какие-то правки, которые мы вносим. И с этими правками в этот же день или на следующий презентуем клиенту.

Это достаточно быстро. Тайминг всегда очень жесткий, всегда нужно успеть. Поэтому нужно быть быстрым и четко всё понимать. За это и ценятся хорошие кадры.

Как правило до съемок мне присылают раскадровку и съемочный план. Я знаю, на что я иду, могу пробежаться по ним. Но бывает и такое, что я даже не в курсе, что будет. Я знаю, какой это проект, но я могу даже не знать ничего о креативе.

Захват видео я делаю через Premiere, в нём же и монтирую. Захваченный материал сразу закидываю в нужную сцену. Так и происходит логгинг. Туда «бах-бах» все дублики, отметил, выложил на линейку, лучший поднял и поехали дальше.

Получается монтажные листы как таковые не ведешь, сразу отмечаешь всё в монтажке?

Получается так, да. Мне незачем это делать. Листами от хлопушки я тоже не пользуюсь. Я всегда с благодарностью их принимаю, но на самом деле сейчас они мне уже не нужны. Ну, по крайней мере, что касается быстрых, небольших рекламных роликов. Это не про фильмы, это не про сериалы, естественно. Там это еще необходимо.

Бывают хлопушки, которые ведут всё в iPad, например. Там же и хлопают с помощью специального софта, но на рекламе я всем этим не пользуюсь. Отобрали материал, выложили на линейку, сразу же сложили. Отсняли дубль, сразу же его поставили в монтаж, проверили. Нравится, не нравится, какие-то замечания есть, нет. Вносим комментарии и продолжаем. Так и работаю.

Бывали проекты в которых приходилось исправлять съемочные косяки с помощью монтажа?

Да, такие штуки бывали, но мне сейчас сложно вспомнить конкретные проекты. Бывает приходится что-то придумывать, но мне повезло работать с профессионалами, которые до и во время съёмок делают всё как надо. Иногда бывает, что выползаем за счет монтажа. Я предлагаю решения, это моя конкретная задача. Я должен хорошо это уметь – предлагать варианты для того, чтобы обходить какие-то шероховатости и неровности. Где-то моушена чуть-чуть добавить, где-то зумнуть, где-то флипануть и прочее.

Есть ли у тебя какие-нибудь лайфхаки для скорости работы на площадке?

Слушай, ну тут дело привычки. Дело опыта, быстроты пальцев и понимания съемочного процесса. Раньше было медленнее, сейчас всё кажется проще и поэтому происходит быстрее. Работаю на лэптопе. Тачпад рядом с клавиатурой, не нужно относить руку к мышке, я её не использую. Очень удобно в позе динозаврика с такими маленькими лапками туда-сюда перекидывать пальцы. Естественно, как и у всех свои хоткеи. Почти все кнопки настроил под себя, мне так удобней.

Как ты относишься к правкам?

Это такая же часть работы, как и основной монтаж. Всё, хватит уже раздражаться. Зачастую все эти вещи, которые несутся из клиенто-агентских комментариев, поначалу встречаются как претензия. И это очень неправильно на мой взгляд, это лишь часть работы.

Иногда правки бывают действительно неуместные, а иногда они могут сначала показаться неуместными, а по итогу мнение у меня менялось. Такое было несколько раз. Это вопрос восприятия. Вот это отторжения первого, чисто психологический момент.

Если у тебя есть предложения по улучшению, то лучше это преподносить как опцию.

Я с этим сталкивался в начале своего пути, и очень быстро эту штуку в себе просто убил напрочь. Потому что, это тупняк и бесперспектива. Ты делаешь работу для определенных людей. Нужно понимать и разделять мнение тех людей, которые это задумали и тех, кто хочет получить результат. Иногда просят внести очень странные правки. Ты понимаешь, что с ними становится хуже, поэтому делаешь дополнительно свою версию. И зачастую выбирают твой вариант.

У тебя достаточно много крутых работ в портфолио. Есть самые любимые?

Наверно, это все работы с Ладо. Из последнего это документальный фильм «Ху эм ай» с Манижей. Формат не совсем привычный для меня. Длиннее чем 3 минуты или чем 30 секунд (смеется).

Как ты познакомился с Ладо?

К моменту нашего знакомства я уже много трудился с Hype Production. Ладо на тот момент уже обладал приличным пулом хороших работ, но настолько известным как сейчас не был. Меня ему предложили на один коммерческий проект.

На площадке я в своей манере предлагал ему какое-то очередное нелепое решение кадра и громко пригрозил: «Иначе у тебя ничего не получится!» Вырвалось, прямо скажем. Он смиренно глянул на меня и сделал так, как сам планировал. Конечно же, у него всё получилось. Странно, что он решил продолжать со мной работать. После этого так и живем, любовь с первого взгляда.

Как строится ваша работа?

Ладо очень хорошо продумывает всё до съемок, поэтому с ним работать достаточно легко. Работа с Ладо всегда совместная, абсолютно всегда. От и до, от просмотра материала, до финала, до самых последний причесонов. Всё делается абсолютно вместе. Садимся в монтажку, закрываемся, заказываем еду и живем там. Во-первых, это человек контрол-фрик. Во-вторых, так работа строится быстрее, понятней и проще.

У нас уже сложился определённый порядок. Он достаточно простой и всем известный. Отсмотр материала, селект, селект селектов, селект селекта селектов, разбивка по сценам, монтаж каждой сцены отдельно и потом складывание этих сцен в общую штуку. Потом уже перекидывания туда-сюда под музло и так далее.

Мы всегда воюем, это целая жизнь. Мы с Ладо как самые близкие и родные друзья, так и самые жесткие враги. Так и строится работа. Мы больше не кнопки нажимаем, понимаешь, а пытаемся друг другу что-то продать. Я ему свои решения, он мне свои задумки. В этом споре и рождается, то что получается в итоге. Это скорее похоже на некие дебаты, чем на монтаж.

Какой из проектов с Ладо был самый сложный?

Видео с девочкой и медведем – Christmas On The Moon. Я принимал в этом проекте полное участие, от начала до конца. И от начала до конца он был очень сложный. Началось всё на этапе пре-продакшена.

Мы пытались сделать костюм этого медведя. Поначалу просто вытащили всё внутреннее наполнение из большой плюшевой игрушки, и она повисла. Это было ужасное зрелище. Люди просто брались за голову и говорили: «Блядь, как мы будем этот ужас снимать?» У нас даже появился стикерпак из этого проекта, я с тобой поделюсь.

В итоге мы нашли решение. Внутри эти игрушки необходимо было обшить определённым образом, чтобы они держали форму и удобно снимались/надевались. Сначала для роли медведя мы пригласили людей маленького роста – карликов. Потому что это взрослые люди, способные работать в тяжелых условиях, но они все равно оказались большими. На них не налезали эти медведи.

Решили использовать детей. Дети поменьше, но это сложнее. В итоге получилось так, что дети были просто как батарейки (смеется), которые мы оттуда доставали и меняли на новые. Один утомился, вынули, другую батарейку поставили. Это звучит очень цинично, но в действительно было именно так.

И насколько хватало этих батареек?

Самая массовая сцена с детьми, это финальная в госпитале. У нас было около 4 детей. Мы сняли их разные проходки, и потом на графике совместили. На этой сцене действительно приходилось часто менять эти батарейки. Кто-то утомился, кто-то расплакался. На остальных сценах было двое, максимум трое детей.

Это было правда тяжело. Все сцены ночные, холодные. Снимали в Питере, холодрыга, ветер лютый, дичь. Они из воды реально вылезали. Там на картинке не видно, что по ним течет вода. Можно было бы и не сажать их в эту воду, но ведь всё должно быть по-настоящему.

Закинули туда и Машу Лобанову главную героиню, и ребенка в этом медведе. Очень быстро сняли с одного дубля и сразу же отправили их греться. Они были хорошо одеты, утеплены. Снимали прям в Неве, на мосту, где сфинксы стоят.

Как были сделаны кадры под водой?

Это снималось вообще без воды. Очень классный ход получился. Мы подвесили Машу вверх ногами на каскадерских тросах. Это позволило добиться ощущения что она под водой: деформация лица, развивающие волосы. Поставили под неё камеру. В ролике нам кажется, что она уходит вниз, а на самом деле её тащили вверх. В монтаже я просто перевернул кадр.

Рефлексы от воды сделал наш мастер оператор Андрей Краузов. Корыто с водой, на дне битые зеркала, туда луч и рефлексы на Машу. Рапид для ощущения воды, на графике пузыри, и соответствующий цветокор.

Очень сложно было с мостом, его нам не давали. Трудно получить разрешение на съемку и возможность манипулировать этим мостом. Нужно обойти десяток различных департаментов. Вплоть до департамента дорожной разметки. Получить от всех ОК, а потом еще получить финальный ОК от вышестоящего лица, который должен был всё это подписать. И с ним произошла сложность, он не смог поставить нам эту подпись.

В итоге мы ездили два раза в Питер, потому что в первый раз нам пришлось уехать оттуда ни с чем. Мы были с каскадерами, со всей группой, соответственно кучу бабла нужно было всем заплатить. Это был масштабный и долгий проект. Мы его снимали около месяца. Со всеми этими перерывами. Половину снимали в Москве, половину в Питере.

Сколько времени обычно уходит на монтаж?

Например, над каким-нибудь клипчиком, у нас с Ладо уходит обычно неделя. Нам нужно около пяти дней, чтобы прийти к первому хорошему драфту.

Расскажи о проекте The Frames. Он выглядит достаточно импровизационным в плане монтажа.

Это да, верно. Там еще заложен символизм с рамками. Ты заметил, что он в процессе танца расталкивает в том числе и рамку кадра.

Нет, не обратил внимание.

Это не так очевидно и не всегда понятно. Хочется поделиться, чтобы это было яснее. Чисто операторская штука. Главный герой как бы толкает край кадра и за счет движения камеры, композиционно у нас всё меняется. Это в том числе было задумано на этапе креатива.

Много у тебя было материала на этом проекте?

Достаточно много. Как правило, мы используем достаточно насыщенные и рваные каты. Так или иначе мы стараемся впихнуть максимум потенциала в ролик. Формат зачастую позволяет это сделать.

И да, всегда есть это пчёлкино жалко, когда тебе просто хочется, чтобы эта штука вошла.

– Нельзя от нее отказываться!

– Блин, чувак, нет! Она лишняя, ты понимаешь, что сейчас её сюда поставишь у тебя всё остальное рассыплется. Уже не будет такой концентрации на очень важном.

– Но НЕТ! Это визуально очень красиво! (Изображает Ладо).

Приходится идти на компромиссы. Куда-то это очень хочется вкорячить и зачастую это получается. Всё что интересное, конечно же, идет в работу. В мусорку все равно что-то уходит. По-другому никак.

Отойдем немного от монтажа. Есть у тебя какие-нибудь другие увлечения?

По большому счету сейчас это работа, дом, семья. Работа у меня интересная, достаточно насыщенная. Иногда она мне позволять даже путешествовать. Я бываю в разных местах, в разных странах, работаю и с иностранными режиссерами в том числе. Это всегда какой-то новый опыт и всегда интересно. Плюс рекламных съемок – это абсолютно разные сюжеты из разных сфер жизни.

Иногда могу выйти в подъезд и сделать, например, холст себе домой. Это отголоски граффити бэкграунда, который, кстати и в монтаже проявляется.

Например, я рисовал титры для ролика 33 вопроса Хаски. Еще мы с Ладо на клипе «Убей меня» придумали интересный ход. Мы сидели и думали, как бы нам сделать оформление, не топтаться на месте и продолжить свою стилистику, при это не сильно залезать в обрисовку кадра, как в клипе Noize MC – Почитай старших.

«Блин, вот эта девочка смерть, вот она рыжая с этими красными губами. Наверно надо взять красную помаду и ебануть».

Накупили дохера дешёвой помады. Причем первые несколько помад нам пожертвовали девочки, которые работали на проекте, а потом мы уже накупили дешёвой. Просто берешь лист А4 прислоняешь к монитору, обводишь, ставишь бытовую лампу для света и фоткаешь на айфон. Потом в фотошопе я вырезал всё лишнее. Чуть-чуть по цвету подкрутил, где-то добавил тенюшку и готово.

Какие качества ты бы посоветовал прокачивать молодым специалистам?

Сложно назвать какое-то конкретное качество. Не знаю. Мне кажется, что труд облагораживает, нужно просто работать. Я лично брал сверх того, что могу сделать. Просто долбил. Нужно ебашить. Когда ты двигаешься, ты в любом случае куда-то двигаешься. В движение тебе легче уже менять траекторию, если ты этого захочешь. С места ты никуда не направишься.

Зафиналим нашу беседу следующим вопросом. Почему русские клипмейкеры так любят Чертаново? )

Ахахахах, это мекка. Это кинематографическая мекка. Там определённая архитектура, вот и всё. Она привлекает внимание. Такого просто нигде больше нет. Этот дом знаменитый и прочие окрестности. Вот оно тебе и пожалуйста, Чертаново.

Вам также могут быть интересны следующие посты:

Монтаж в «Очень странных делах 3»

Структура проекта


Рекомендую подписаться  на telegram-канал, чтобы не пропустить новый материал. Там много ништяков, которых нет на сайте.

Back to Top