Монтаж глазами креативного директора
Что такое монтаж. Как не бояться критики. Какие задавать вопросы, чтобы получить ответы. Рассказывает Максим Победин.
Максим Победин — креативный директор c 15-летним опытом работы в медиаиндустрии. В качестве креативного директора по маркетингу запускал телеканалы «Перец», «СТС Love», участвовал в ребрендинге телеканалов «Домашний» и «СТС». В качестве генерального продюсера делал шоу для диджитальных площадок (Карамба ТВ, Перец.ру) и телеканалов.
Сейчас вы прочитаете этот текст и проблема «я хочу научиться монтировать» будет решена в вашей жизни навсегда. Просто дочитываете его до конца и у вас сразу получается. Не буду врать, у вас есть еще один вариант. Вы годами запрыгиваете на видео уроки, читаете тематические каналы, ходите на мастер-классы. То начинаете, то бросаете, вверх, вниз.
Затем вам обязательно приходит в голову хорошая идея — вы берёте солидную сумму денег и идёте на авторизованные курсы нажимания правильных кнопок в какой-нибудь конкретной монтажной программе. Авторизованный чувак буквально читает вам инструкцию от программы. Вы сдаете экзамен и получаете бумажку о том, что способны нажимать одновременно несколько кнопок на клавиатуре. Вы уже серьезно приуныли, но тут вас озаряет по-настоящему гениальная идея.
Пойти в киношколу! Ведь только там, под строгим, но ласковым взглядом великого современника вы наконец сможете заставить себя заниматься регулярно. Там опытные практики покажут вам не кнопки, а тайны монтажа. Вы выкладываете кучу денег на большую школу. Всё классно. Тусы, фотки отличные, логотипы на дипломах красивые. Все модные. Слезы счастья, ощущение братства на веки. Всё уходит в расфокус. ЗТМ. На экране появляется титр “Два года спустя”. Вы сидите дома без работы, во рту — сушки “Янтарные”. Они такие жесткие, грызть их опасно, зубы лечить не на что, поэтому их приходится сосать.
Два года вы слушали всяких чуваков, чокались пластиковыми стаканчиками, сдавали какие-то работы. Вам давали какие-то комментарии. Но этого оказалось недостаточно, чтобы вы смогли сесть и начать делать это за деньги.
Оказалось, что студенческих работ недостаточно. Надо было делать в три-четыре раза больше (чего кино школа не требует), чтобы базовый скилл закрепился в руках, обрел среднюю скорость и вы были конкурентно способны. Оказалось, что вокруг куча людей, которые делают быстрее и лучше. Тут до вас наконец доходит.
Научиться монтировать можно только одним способом — монтировать, монтировать, монтировать.
Весь секрет в том, что всё это время вы хотели научиться клеить, а не монтировать. Неправильным был вопрос, а не ответ. А для того, чтобы научиться клеить вам нужно уяснить несколько простых идей.
Вы готовы настолько, насколько вы готовы.
Есть задача, есть вы. Нет времени на школы. Вам надо сделать видос прямо сейчас. Оцените трезво, что вы можете? Не думаете, что можете или когда-то могли. А можете сесть и сделать прямо сейчас. Это список ваших творческих возможностей и ограничений одновременно.
Все редакторы видео от мобильных карликов до профессиональных редакторов построены примерно одинаково. Для того, чтобы склеить какой-то нехитрый видос, не надо лезть сразу на белых ходоков вроде ката и премьера. Если вы умеете в нужной последовательности расставить видосы и выгнать mp4 в Windows Movie Maker, iMovie — это то, с помощью чего вам придется решать конкретную творческую задачу прямо сейчас.
Вы готовы настолько, насколько готовы.
В общих чертах, у вас должен быть ответ на вопрос: “Что вы собираетесь склеить?” Слезливая нарезка с дня рождения сестры — хорошая задача. Трейлер в стиле марвеловского блокбастера с дня рождения сестры — плохая. Вы не готовы к задачам, которые вам нравятся, вы готовы к задачам, которые можете понять и решить.
Need to know
Чтобы вас не выносило дальше слезливой нарезки с дня рождения сестры и вы двигались постепенно, не срываясь на невыполнимые задачи, используйте принцип need to know.
Вы решаете только ту проблему, которую надо решить в текущем проекте в конкретном софте, который вы выбрали. Читаете, смотрите видео-урок или ищете подсказку, которая поможет вам увидеть в папке конкретный видео файл над которым вы работаете сейчас. Больше ничего. Ни “100 лучших склеек Тарантино”, ни интервью Дэвида Линча про секреты мастерства.
Чем проще вопрос, тем проще ответ.
Вы будете не знать, что делать. Часто. Вам потребуется помощь зала. Четко и ясно сформулируйте проблему, а потом еще тщательнее свой вопрос. А потом идите на бесплатный форум трудяг. Косой, кривой и старомодный. Или в группу в соц. сетях, или общий тематический чат в мессенджеры и задайте его.
“А что почитать или посмотреть по монтажу слезливых нарезок?” — плохой вопрос.
“Как можно склеить день и ночь? Как конвертировать файл? Эй, а вот посмотрите видос, на 25 секунде, как это сделано? Как мне это повторить?” — хорошие вопросы.
Над вами будут смеяться, какой-нибудь неуверенный в себе клоун поучит вас жить, но, чем яснее будет сформулирован вопрос, тем быстрее вы получите ответ.
У вас будет бесплатная служба поддержки.
А если набраться смелости и запостить туда свой видос, то сквозь хохот, презрение и советы пойти умереть — вы получите пару соображений, которые улучшат проект, над которым вы работаете. Улучшат ваш результат.
Однажды я был в Нью Йорке, забрел на длинную улицу магазинов-комиссионок. На широкий тротуар, как покурить из бара, вывалились ряды кофе-машин из закрытых кафешек, древние комоды, пыльные телеки, стопки тостеров. Там я нашел старую, тонкую, мягкую книжку “Всё, чему вас научат в дорогой кино школе за 1 доллар”. На обложке был стикер “вы экономите 24999 долларов”. Я как раз учился в такой неподалеку и уже знал, что экономия гораздо, гораздо больше.
Так вот там был совет: “Снимайте свой херовый фильм. Да он плох, он будет еще хуже, чем о б этом напишут критики. Но когда всё утихнет, у вас будет строчка в фильмографии. Никто никогда не будет смотреть ваш фильм, все о нем забудут, а строчка останется. Все, кто будет искать ответ на вопрос: работать ли с вами, будут смотреть на количество строчек. Одна, вторая, третья и так до чего-то действительно стоящего, что заработает вам деньги славу и признание. Забавно, но в фильмографии этот результат тоже будет еще одной строчкой.”
Важна строчка, а не количество ваших попыток, важно заканчивать начатое, чтобы вы не думали по поводу своих творческих способностей, важен сам видео файл.
К слову, быть осмеянным часть вашей работы. Выбрав однажды любую творческую специализацию и карьеру, вы выбрали также насмешки, комментарии “по красивше”, “нет души”, “покурите чего-нибудь” и так далее до гробовой доски. Так что, чем раньше вы научитесь принимать их как погоду и вычленять из них, даже самых неприятных по форме, — полезное, что работает на результат, тем легче вам будет работаться.
Вы уже поняли, что “научиться монтировать” не равно “научиться клеить”. И среди тех, кто читает этот текст могут оказаться те, кто подумает: “Так, ну клеить я точно теперь учиться не хочу, но есть же куча людей, которые сидят рядом с режиссером монтажа и обсуждают монтаж. Как бы мне научиться также сидеть рядом?” Вы можете не научиться клеить, но это не значит, что вы не сможете монтировать. Хотя и то и другое в реальности упирается в передвижение прямоугольников на экране компьютера.
В широком смысле, монтировать — это навык связно рассказывать визуальные истории.
Для этого важно уметь делать истории, понимать чем отличаются визуальные истории от любых других. А монтировать их вы можете в текстовом редакторе, переставляя абзацы. В виде презентаций с картинками. В виде черновых кусков, которые вы содрали из ютуба и поставили паровозом в iMovie. Но чаще всего вы будете монтировать по телефону, разрешая сложнейшие творческие задачи одним лишь вопросом: “Так, а чё у нас там перед этим-то стоит, я забыл?”
Что значит связно? Это важно.
Я обычно показываю вот это видео эссе про пять принципов Пудовкина. Я не искал подтверждений тому, что автор формулировал эти принципы именно так. Тем не менее, я считаю это видео хорошим ответом на вопрос про связность, пусть и не все примеры мне кажутся удачными.
И еще одно видео про “клеить”. Я не люблю показывать броские примеры, где все круто. Я люблю, чтобы простыми, иногда примитивными средствами на экране создавалось несколько минут чего-то особенного. Эта короткометражка именно такая (к сожалению это видео можно посмотреть только напрямую через youtube, автор запретил встраивать на его сайт)
Всё, чем пользовался автор этого видео, в качестве инструмента перехода от одного фрагмента к другому, вы найдете в закладке “Transition” любого, самого примитивного видео редактора. Это ничем не примечательное видео с точки зрения “искусства склейки”. Но оно очень хорошо связано. Как? Еще раз посмотрите видео с принципами Пудовкина и постарайтесь ответить на этот вопрос. Можете также поразмышлять над тем, какую творческую задачу ставил себе автор.
Приступайте, чё. И запомните, все эти бесконечные внутренние вздохи про уродство конечного результата и слабость вашего творческого гения — это радио будет работать всегда — даже когда вы будете монтировать или клеить с закрытыми глазами. Важно только одно: вы решили задачу, которую перед собой ставили, нравится вам результат или нет, но одно вы можете сказать точно — перед вами видео файл, там точно день рождения вашей сестры. Там точно можно разрыдаться в паре мест, что и делает ваша мама на 35 секунде, а с 48-й она рыдает вместе с вами и сестрой до самого финала.
Вам также могут быть интересны следующие посты:
Обучение в киношколе. Отзывы подписчиков
Рекомендую подписаться на telegram-канал, чтобы не пропустить новый материал. Там много ништяков, которых нет на сайте.